Технологии

Производство   Технологии

«Памятник» — от слова «память». Когда на месте упокоения родных и близких людей ставят надгробие, это делается не на год-два. Камень, из которого выполнен памятник, проходит долгий путь от горных недр до установки на могиле. И на этом пути над ним должны хорошо потрудиться многие люди, чтобы впоследствии памятник из него сохранял свой первоначальный вид в течение десятилетий.

Чаще всего надгробия изготавливают из природного камня твёрдых пород — например, гранита.Заказать или купить стандартный гранитный памятник можно во множестве мастерских. Но для того, чтобы не быть сбитыми с толку, важно правильно понимать технологию процесса изготовления. Зная этапы обработки, через которые должен пройти каменный брус, прежде чем стать готовым изделием, можно примерно представить себе уровень затрат труда и ресурсов, требуемых для изготовления памятников.

1. Добыча гранитных блоков.

Природный камень для изготовления памятника добывается на карьере у месторождения и представляет собой огромные бесформенные глыбы. Отечественные производители обычно используют камень, добытый в России, Казахстане, на Украине; иногда — привезённый из Китая. Разные виды камня добываются в разных местах: так, чёрный гранит (базальт, габбро-диабаз) везут из Карелии или, например, с месторождений под Житомиром.

Прямо на месте добычи каменные глыбы оформляют в блоки, удобные для транспортировки. Обыкновенно такие блоки имеют прямоугольную форму от полутора до двух метров длиной — габариты их зависят от типа сырья и способа его добычи, применяемого на месторождении. Если добывающее предприятие располагает необходимым оборудованием, то и следующий этап обработки — распиловка блоков — может производиться прямо на карьере.

Добыча гранита на карьере

Добыча гранита на карьере

С карьера гранитные блоки доставляют обычно железнодорожным транспортом камнеобрабатывающим компаниям, расположенным ближе к черте города. Редкая мастерская, которая занимается изготовлением памятников, связана с добычей камня напрямую. Абсолютное большинство не работают и с гранитными блоками в их первозданном виде.

2. Распиловка гранитных блоков

В производственном цеху, на заводе или складе фирм, занимающихся обработкой камня, гранитные блоки распиливают на куски, пригодные к последующей обработке, — слэбы. Для этого предназначены специальные распиловочные станки с дисковыми пилами, достаточно громоздкие, дорогостоящие и сложные.


Распиловка гранитных и мраморных блоков

Слэб представляет собой уже не брусок, а плоскую плиту разных размеров, но со стандартными габаритами. После распила кромки этой плиты срезаются и выравниваются (это называется окантовкой), для чего также используются дисковые пилы меньших габаритов.

Некоторые камнеобрабатывающие предприятия располагают собственными мастерскими для дальнейшей работы с камнем вплоть до создания и продажи готовых изделий. Такие мастерские занимаются изготовлением, в том числе, и памятников. В этом случае все последующие этапы обработки плит проводятся здесь же. Обычные же мастерские по изготовлению памятников закупают у таких компаний готовые гранитные слэбы и работают с ними.

Гранитные блоки

Гранитные блоки

3. Шлифовка и дальнейшая обработка гранита

Полученная в результате распиловки плита для изготовления из неё памятника должна пройти пост-обработку; как минимум — шлифовку. Для шлифовки также применяются специальные станки с автоматическим или ручным управлением, оснащённые алмазными дисками. Наподобие наждачной бумаги, эти диски бывают разной степени шероховатости. В процессе шлифовки они сменяются, от более грубого к более тонкому, не менее шести раз. Результатом шлифовки становится ровная матовая поверхность.

Полировка
Полученные после шлифовки матовые гранитные плиты можно затем отполировать до абсолютной гладкости. Это делается также на дисковых станках, только диски для шлифовки покрыты тканевым материалом, кожей или фетром. В ходе полировки применяют пасты и порошки различных составов, на выходе получая блестящую глянцевую поверхность.

Химическая обработка
В состав гранита входят минералы различного состава и плотности. После обработки поверхности камня сильными реагентами — обычно это соляная кислота, — часть их разрушается, обнажая внутреннюю структуру камня и придавая готовому изделию эффект состаренности. По завершении такой обработки на гранит наносят специальные влагозащитные составы, препятствующие его дальнейшему разрушению.

Существуют и другие виды обработки натурального камня, но в работе над памятниками такое сырьё применяется редко и лишь под индивидуальный заказ. В большинстве случаев для изготовления надгробий выбирают либо шлифованную поверхность, пригодную для дальнейшей резьбы, либо полированную, на которой контрастно смотрится гравировка.

Только после пост-обработки гранитная плита поступает в прямом смысле этого слова в руки мастеров.

4. Художественное оформление памятника на могилу

Первоначально плита имеет прямоугольную форму. Однако сегодня прямоугольные памятники используются не так часто. Обычно их скругляют либо делают скошенный край; иногда – фигурный. Для этого уже в мастерской резчики по камню используют болгарку, после чего отдельно вручную полируют срез. Также руками вырезаются все декоративные фигурные детали, оформляются фигурные кромки, выполняются барельефы и т. п.

Полировка края гранитной плиты в мастерской

Полировка края гранитной плиты в мастерской

После того, как будущему памятнику придана желаемая форма, его передают в руки художественного оформителя — гравёра. По предоставленному заказчиком эскизу он выполняет нанесение изображений, портретов и надписей. Традиционная ручная гравировка требует серьёзных усилий, мастерства и тщательности выполнения: изображение как бы «выкалывается» на поверхности долотом или зубилом. Зато именно такая гравировка будет наиболее долговечной.

Менее энергоёмкие способы гравировки — пескоструйная либо широко распространённая лазерная. Последний способ благодаря применению компьютерных технологий является наиболее автоматизированным и, соответственно, быстрым. Чаще всего лазером наносят и гравировку на отдельные таблички с текстом, которые затем крепятся на памятник.